Сёрен Обье Кьеркегор – известнейший датский писатель, теолог и философ – признан основоположником экзистенциализма. Вместе с Хансом Христианом Андерсеном создавал культурный фонд Дании в XIX-м веке. В своём философском учении Кьеркегор следовал в религиозной канве, и постижение Бога он видел через чувственное прохождение человека через три формы существования (экзистенции): эстетику, этику и религию, где человек уже всё понял.

 

«Дневник обольстителя» входит, как составная часть в фундаментальный труд философа «Или – или» (другой перевод «Одно из двух»). Здесь рассматривается эстетическая или эротическая и чувственная часть бытия через восприятие женщин главным героем. В книге используется приём дневника, где автор якобы публикует чей-то дневник, но фактически свои мысли излагает от лица другой личности.

 

В общих чертах о чём книга. Автор дневника Йоханнес – чистый эстет, ищущий удовольствие и наслаждение в любовных интригах: раскручивает их, исходя из своих внутренних пристрастий и убеждений. Всё это он вносит в свой дневник, отчего его по-эстетски прёт ещё больше. Здесь, в опубликованном дневнике, он описывает процесс обольщения девушки Корделии.

 

Необходимо не забывать, что книга написана в 1843 году, и вряд ли книгу можно использовать как пособие для пикапера – это для тех, кто хочет копнуть глубже.

 

Имя философа в русском языке в настоящее время утвердилось как Кьеркегор, но по-прежнему встречается Киркегор (как в книге, которая цитируется), Керкегор, Киркегаард и т.д. В оригинале же выглядит так: Søren Aabye Kierkegaard. Соответственно, работы философа и их заголовку могут также могут иметь разное русское прочтение.

 

Перевод с датского Петра Ганзена 

 

ОТ АВТОРА

 

Вся жизнь моего приятеля представляла, как казалось, ряд попыток осуществить свою мечту – жить исключительно эстетической жизнью (и так как у него в высшей степени была развита способность находить интересное в жизни, то он пользовался ею), а затем поэтически воспроизводить пережитое на бумаге.

49

 

…Он сам вносил поэзию в окружающую его действительность и, насладившись, уносил её обратно в виде поэтических воспоминаний и размышлений. В этом заключалось для него двойное наслаждение: в первом случае он сам отдавался упоению эстетического, во втором – он эстетически наслаждался своей личностью; в первом – он лично эгоистически наслаждался этой, им же самим опоэтизированной действительностью, во втором – личное «я» как бы стушёвывалось: наслаждаясь каким-нибудь положением, он смотрел на себя как-то со стороны и наслаждался видом самого себя в этом положении.

Плодом наслаждения второго рода являлся таким образом дневник, а плодом первого – настроение, в котором он вёлся…

50

 

Женщина была для него лишь возбуждающим средством; надобность миновала, и он бросал её, как дерево сбрасывает с себя отзеленевшую листву: он возрождался – она увядала.

52

 

«Рыбаку нужно на всякий случай забрасывать маленькие удочки на сторону».

О том, что, соблазняя одну даму, нельзя забывать о других… 56

 

ДНЕВНИК ЙОХАНЕСА

 

Стесняешься ведь обыкновенно лишь настолько, насколько бываешь видим, а считаешь себя видимым не в большей степени, чем сам это видишь.

59

 

В мутной воде рыбка ловится лучше всего: когда девушка взволнована, можно рискнуть на многое и с успехом…

69

 

…С ней шла какая-то старуха, вероятно её мать. Эту старуху я могу описать с головы до пят, хотя вовсе не смотрел на неё, а лишь случайно скользнул по ней взглядом. Так всегда бывает: девушка произвела на меня сильно впечатление – и я забыл её; старуха ни малейшего – её я помню.

71

 

Странное вообще душевное состояние я переживаю, но в то же время и приятное: оно приятно само по себе, и потому, что даёт мне радостную уверенность в том, что я ещё сохранил свежесть и молодость души и сердца. В последнем меня убеждает также и то, что я всегда ищу свою добычу среди молодых девушек, а не женщин. В замужней женщине меньше естественной непосредственности, больше кокетства; отношения к ней ни прекрасны, ни интересны, а лишь пикантны. Пикантность же, как известно, всегда – последний ресурс.

71

 

Молодая девушка может забыть многое, но только не интересное приключение на прогулке!

В обществе девушка является во всеоружии: всё ей знакомо, привычно … сама сфера отношений так узка, стара, избита, что трудно рассчитывать на какое-нибудь сильное, волнующее впечатление. На улице же она – в открытом море; неожиданность придаёт всякому приключению какой-то особый загадочный смысл, и впечатление усиливается… Я дам сто золотых за одну улыбку девушки при уличной встрече и не дам десяти за пожатие ей руки в обществе! Это две совершенно различные ценности.

74

 

Молодая девушка вообще развивается не так, как юноша: он вырастает в мужчину, она перерождается в женщину. Юноша развивается постепенно и очень медленно; жизнь девушки со дня рождения не что иное, как подготовление к перерождению в женщину, и перерождение это совершается мгновенно, когда она выходит замуж. Только с этой минуты она становится цельным законченным творением, перестаёт готовиться к перерождению, – онанаконец возрождена! Да, не только Минрва выскакивает из лба Юпитера сполне сформированной или Венера выходит из пены морской во всей полноте своей чарующей красоты, – то же бывает и с каждой женщиной, если её женственность не уничтожена так называемым «развитием». Она прбуждается сразу, но до этого грезит долго, если только заботливые добрые люди не разбудят её слишком рано. А девичьи грёзы – бесконечное богатство!

81

 

Если красота девушки при первом взгляде на неё не производит идеального впечатления, то и реальные отношения с ней не особенно желательны. Если же – да, то как бы человек ни был опытен и твёрд, он почувствует точно электрический удар, соединяющий две противоположные силы души: горячую симпатию к ней и эгоизм. Каждому, кто не уверен в твёрдости своей руки, своего взгляда, словом, в победе, я советую действовать именно под этим первым впечатлением, возбуждающим его душевные силы до nec plus ultra [дальше некуда].

85

 

Корделия! Её зовут Корделия! Гармоничное имя – имя очень важное преимущество. Крайне неудобно, если с самыми нежными прилагательными придётся вдруг связать некрасивое или смешное имя.

85

 

Несчастия вообще налагают известный отпечаток гордости на характер, если только он не надломлен ими вконец.

88

 

Всматриваясь и вдумываясь в неё, я всё более и более убеждаюсь, что она развивалась одна, замкнутая в самой себе. Для мужчины или юноши такое развитие не годится, им необходимо общение с людьми, так как их развитие основано главным образом на размышлении, сравнениях и умозаключениях. Молодая девушка, по-моему, не должна казаться интересной: интересное есть вообще искусственный плод саморазмышления, – так интересное в изящных искусствах всегда отражает в себе личность самого творца-художника – и девушка, старающаяся казаться интересной, чтобы нравиться мужчинам, желает, в сущности, нравиться самой себе.

Вот доводы, которые можно привести против умышленного кокетства. Кокетство же бессознательное, являющееся как бы движением самой женской природы, – прекрасно. Женская стыдливость, например, самое обольстительное и целомудренное кокетство. Интересная же кокетка теряет обаяние женственности, и если даже нравится мужчинам, то лишь таким, которые сами утратили свою отличительную черту – мужественность. Надо прибавить, что интересной такая девушка является исключительно в отношениях с мужчиной.

Женщина – слабый пол, и всё-таки известная самостоятельность и даже одиночество в период развития ей нужны куда больше, чем мужчине. Она должна находить полное удовлетворение в самой себе; но то, что её удовлетворяет – не что иное, как иллюзия воображения. Таким приданным природа наделила и всякую простую девушку наравне с принцессой крови. Это-то самоудовлетворение в иллюзии и помогает девушке жить и развиваться одиноко.

Я часто и долго раздумываю, отчего это нет для молодой девушки ничего пагубнее постоянного общения с другими девушками? Причина кроется, по-моему, в том, что такое общение – ни то, ни сё, оно лишь разрушает иллюзии, а не даёт им разумного истолкования.

Истинное и великое призвание женщины – это быть обществом для мужчины, его всезаменяющей подругой. При частом же общении со своим полом в ней легко пробуждается размышление, она начинает рассуждать о своей личности, о своём призвании и кончает тем, что искажает его, делаясь из подруги только компаньонкой.

Да, язык человеческий даёт в этом случае очень характерные выражения. Мужчина называется господином, а женщина по отношению к нему ни служанкой, ни помощницей, или чем-нибудь в этом роде, – она называется по самому существу своему подругой, но не компаньонкой.

Если бы меня спросили, каков мой идеал молодой девушки, я бы ответил: она должна быть представлена сама себе в своём развитии, а главное – не иметь никаких подруг. Правда, граций было три, но вряд ли можно было представить себе их беседующими друг с другом. Их молчаливый триумвират есть, в сущности, лишь прекрасное женское единство.

Да, в этом отношении я не прочь бы, пожалуй, рекомендовать старинные девичьи терема, – если бы только всякое ограничение свободы вообще не было вредно. Девушке должна быть предоставлена известная свобода, с тем, однако, чтобы её не представилось случая употребить её во зло. Развиваясь одиноко, на свободе, предоставленная самой себе, как полевой цветок, девушка вырастает прекрасной и спасённой от всякого интересничанья. Девушку, часто сталкивающуюся с другими девушками, напрасно прикрывают венчальной фатой чистоты и неведения, между тем как истинно невинная девушка всегда является взору мужчины с тонко развитым эстетическим вкусом, окутанною именно этой фатой, хотя бы традиционная венчальная фата в этом случае отсутствовала.

90,91

 

…Иногда в её игре звучала такая страсть, что мне невольно вспомнилась принцесса из народной сказки, перебиравшая струны золотой арфы с такой страстью, что у неё молоко брызнуло из груди.

Кто знает, что за сказка? 95

 

Многие девушки довольно беспощадно отзываются о застенчивых мужчинах, любя их втихомолку. Застенчивость и скромность льстят их тщеславию, они как бы чувствуют своё превосходство – это первый задаток. Убаюкав такую девушку в этой счастливой уверенности и поймав минуту, когда она убеждена, что ты во-вот умрёшь от застенчивости, надо вдруг показать, что ты как нельзя более далёк от этого и прекрасно умеешь ходить без помочей. Застенчивость как бы уничтожает в глазах девушки пол мужчины и служит отличным средством для придачи отношениям оттенка безразличности. Когда же барышня узнаёт, что это лишь маска, – она конфузится и краснеет, чувствуя, что зашла слишком далеко.

Вообще же играть с застенчивостью мужчины для девушки так же опасно, как и слишком долго принимать юношу за мальчика.

100,101

 

Любить одну – слишком мало, любить всех – слишком поверхностно… а вот – изучить себя самого, любить можно большее число девушек и так искусно распоряжаться своими чувствами и душевным содержанием, чтобы каждая из них получила свою определённую долю – тогда как ты охватил бы своим могучим сознанием их всех – вот это значит наслаждаться… вот это значит жить!

119

 

Чего может бояться в мужчине молодая девушка? Превосходства ума. Почему? Потому что он обнаруживает всю непосредственность её женского существа. Красота в мужчине, изящные манеры, остроумие – всё это прекрасные данные чтоб понравиться молодой девушке, даже влюбить её себя, но одержать этим серьёзную победу – нельзя! Почему? Потому что в таком случае приходится сражаться с девушкой её же собственным оружием, которым она так искусно владеет сама. Употребляя его, можно заставить девушку покраснеть стыдливо опустить глаза, но никогда нельзя вызвать этого внезапно охватывающего всё её существо трепета, благодаря которому красота е становится интересной.

120, 121

 

Каждый должен знать свои собственные силы, и ничто меня так не бесит, как отсутствие ловкости у людей, обладающих иногда недюжинными дарованиями. В сущности дело обольщения должно вестись так, что при первом взгляде на молодую девушку, жертву своей или чужой любви, сразу можно было угадать, кем и как была она обольщена. Опытный убийца, например, всегда наносит известный, своеобразный удар, и привычный глаз сыщика при виде раны сразу узнает руку злодея. Но где встретишь теперь таких идеально систематических обольстителей и тонких психологов? Обольстить девушку значит для большинства лишь обольстить её и… точка, тогда как в этом выражении скрыта целая поэма.

121

 

Как женщина – она ненавидит меня, как женщина развитая – боится, и как умная – любит. Вот борьба противоречий, которую я впервые возбудил в её душе.

121

 

Я сказал ему, что самый удобный случай для завязки с молодой девушкой – это снабжать её книгами.

В наше время это не сработает. Или сработает с единицами. 123

 

Я эстетик, эротик, человек, постигший сущность великого искусства любить, верящий в любовь, основательно изучивший все её проявления и потому взявший право оставаться при своём особом мнении относительно её. Я утверждаю, что любовная история не может продолжаться дольше полугода, и что всякие отношения должны быть прекращены, как только наслаждение исчерпано до дна.

128

 

Я совсем не гонюсь за тем, чтобы обладать ею в реальном смысле, моя главная мечта наслаждаться ею в художественно-эстетическом смысле.

134

 

А почему я пользуюсь таким доверием? – Потому что знаю древние языки, тружусь, всегда держу в тайне свои маленькие приключения и никогда не злоупотребляю оказанным мне доверием.

Юношам на заметку. 135

 

Вообще довольно скучно слушать человека, говорящего по книжному, а между тем иногда очень полезно говорить так. Надо сказать, что книга имеет замечательное свойство: её содержание можно истолковать как угодно…

137

 

Да молодой девушке вообще и нечего бывает рассказать о своей прежней жизни, если же случается наоборот, то очень может быть, что её стоит слушать, только уж никак не любить!

145

 

…Молодая девушка – прирождённый ментор, у которого всегда можно учиться, если ничему другому, так по крайней мере искусству – обмануть её же! Никто на свете не научит этому лучше её самой. И я до самой глубокой старости буду проповедовать истину: только тогда пропал человек окончательно, когда состарился настолько, что уже ничему больше не может научиться у молодой девушки!

153

 

Итак, прыжок в бесконечное для девушки – лишь лёгкий грациозный скачок; мужчина же, собирающийся перепрыгнуть эту пропасть, просто смешон. Как широко ни расставляет он ноги, точно желая соразмерить силу прыжка, все его усилия – ничто, в сравнении с расстоянием вершин. Ну, а можно ли представить себе девушку, занятую такими неуклюжими приготовлениями к прыжку? Девушку можно представить себе бегающей, но этот бег – игра, наслаждение, проявление её лёгкости и грации. Приготовления же к прыжку заключают в себе нечто диалектически обдуманное, что противно духу самой женской природы. Прыжок девушки – полёт; мгновение – и она уже на другой стороне, стоит там такая лёгкая, грациозная, посылая нам воздушные поцелую.

159

 

У всякой девушки, как у Ариадны, есть нить, помогающая отыскать дорогу в лабиринт её сердца… не ей самой, другому.

169

 

Да, брак всё-таки почтенный обычай, хоть и набрасывает на кипящую жизнью молодость ту серую тень скучной почтенности, которая приличествует, по-моему, лишь бесстрастной старости.

202

 

Божественное преимущество эстетики именно в том, что предмет её исключительно прекрасное: изящная литература и прекрасный пол. Я восхищаюсь, видя, как солнце женственности и красоты, сияя бесконечным разнообразием переливов, разбрасывает свои лучи во все уголки мира.

203

 

У каждой женщины есть нечто своё собственное, принадлежащее одной ей; например, весёлая улыбка, лукавый взгляд, поклон, шаловливый нрав, пылкое волнение, тихая грусть, глубокая меланхолия, земное вожделение, повелительное мановение бровей, тоскливый взор, манящие уста, загадочное чело, длинные ресницы, небесная гордость, земная стыдливость, ангельская чистота, мгновенный румянец, лёгкая походка, грация движений, мечтательность, стройный стан, мягкие формы, пышная грудь, тонкая талия, маленькая ножка, прелестная ручка… – у каждой своё, не похожее на то, чем обладает другая.

203

 

Какое определение выразит сущность женщины? – «Бытие для другого».

Довольно-таки сложное определение, которое Киркегор раскрывает на нескольких страницах. Но всё равно можно понять только интуитивно. 204

 

Вполне понятно, почему Творец, создавая Еву, навёл на Адама сон: женщина – сновидение, мечта мужчины.

205

 

Итак, самая сущность бытия женщины для другого состоит в её чистой девственности, последняя же…, понятие отвлечённое и становится действительностью лишь тогда, когда отдаётся другому, т.е. перестаёт существовать, исполняя своё назначение. Если же она захочет проявиться в жизни в какой-нибудь другой форме, то единственно возможной является в таком случае форма прямо противоположная: абсолютная неприступность. Но эта же самая противоположность доказывает, что существование женщины – «бытие для другого». Диаметральная противоположность тому, чтобы отдаться всецело, есть полная девственная неприступность, которая в своём истинном значении существовала лишь в виде отвлечённого понятия, не поддающегося никаким объяснениям и представлениям, но зато и не переходящего в жизнь. Если такая девственность пойдёт дальше, то проявится она уже в форме отвлечённой жестокости, которая представляет собой карикатурную крайность истинной девственной неприступности. Этим объясняется, почему мужчина никогда не может быть так бессознательно жесток, как девушка.

В мифах, народных сказаниях и легендах, везде, где только изображается стихийная сила, не знающая пощады в своей бессознательной жестокости, она олицетворяется девственным существом. Сколько, например, бессознательной жестокости в рассказах о девушках, которые безжалостно дают погибнуть свои женихам! Какой сказочный «Синяя Борода» убивал своих жён на другой же день после свадьбы, но ему ведь не доставляло наслаждение убивать их, – напротив, наслаждение уже предшествовало убийству; жестокость совершалась, следовательно, не ради самой жестокости, а вследствие особых причин. Возьмём затем Дон Жуана. Он обольщает девушек и бросает их, но и для него наслаждение не в том, чтобы бросить, а в том, чтобы обольстить – и здесь нет признаков упомянутой отвлечённой, девственной жестокости.

207, 208

 

Но теперь всё кончено, и я не желаю более видеть её. Раз девушка отдалась – она потеряла всю свою силу, она всего лишилась. Невинность лишь отрицательный момент у мужчины и – суть существа женщины. Теперь сопротивление перестало быть возможным, – оно не имеет больше смысла, а лишь пока существует оно, и прекрасно любить. Как только оно прекращается, остаётся одна слабость и привычка. Не хочу никаких напоминаний о моих отношениях к ней.; она уже потеряла свой аромат.

222, 223

 

Я любил её – да, но теперь она не может занимать меня больше. Будь я божеством, я сделал бы для неё то, что Нептун для одной нимфы, – превратил бы её в мужчину.

223