Заводной апельсин, журнал ЮностьКультовый роман английского писателя Энтони Бёрджесса о ломании личности в угоду системе. Действие разворачивается в некой несильно отдалённой будущей реальности (роман написан в 1962 году). Главный герой Алекс – предводитель банды юных отмороженных подонков, как и он сам. Но он весьма неглуп, и его поведение какой-то частью является бунтом против тупого и серого мира обывателей.

 

Попав в тюрьму, Алекс проходит терапию излечения от насилия, при которой под препаратами жертве воспитания насильно демонстрируют на экране сцены жестокости… По итогу Алекс становится безвольным и неспособным противостоять даже малой агрессии в свой адрес. Получается, искоренив в жертве «зло», то, что осталось не остаётся «добром», а является лишь некой заложенной извне программой поведения, лишённого смысла и тяги к жизни…

 

Молодёжь в книге общается на своём сленге, который называют «надсат». Многие слова в нём имеют русскую основу. В оригинале, например, они пили moloko в баре Korova. Сленг был придуман Бёрджесом, некоторые слова из него стали далее жить своей жизнью. Этот интересный момент создал серьёзную сложность для перевода именно на русский язык

 

Выдержки из текста взяты из одного из первых переводов, который если не лучший, то, точно, оригинальный.

 

Существует не менее известная экранизация «Заводного апельсина», которая также породила целый стиль в кинематографе и дизайне. Фильм снят в 1971 году режиссёром Стенли Кубриком, в роли Алекса – Малькольм Макдауэлл.

 

Перевод с английского Евгения Синельникова. Журнальный вариант (по американской сокращённой версии книги), «Юность» №№ 3 и 4, 1991 год.

 

Почему сначала не разобраться в том, что делает человека хорошим и вообще, что такое добро? Лично я считаю, что люди бывают (а скорее притворяются) добрыми, потому что это им нравится (или выгодно). А другим нравится быть жестокими, злыми, беспощадными. В природе тоже непременно должны быть хищники и их жертвы, иначе всё на свете выродится и вымрет. А может быть, создавший этот мир Бог радуется, глядя на меня, гордится мной, как своим лучшим творением? И я должен сохранить своё собственное «Я»? Однако правительство, судьи и все эти школы стараются искоренить зло, так как я посягаю на их привилегию быть злыми по отношению к другим, и им жизненно необходимо под маркой зла уничтожить моё «Я», превратив меня в безропотную овцу из общего эксплуатируемого ими человеческого стада? Разве вся история человечества – не о борьбе маленьких смелых «я» против несправедливости мира сего? Нет, друзья, серьёзно?

 

Но то, что я делаю, я делаю потому, что это мне нравится.

№3, 21

 

Когда мы вышли на улицу, я решил, что напряжённо думают только глупцы, умные же действуют по наитию, вдохновению, ниспосланному самим Богом.

№3, 23

 

Настоящий вожак обязан чувствовать, когда натянуть поводья, а когда ослабить.

№3, 24

 

– Доброта – категория, определяемая душой человека, 6655321, его добровольным выбором. Лиши его такого выбора, и он перестанет быть человеком.

Капеллан в разговоре с Алексом о недоверии к методике исправления, 6655321 – тюремный номер Алекса, №4,62

 

– Правительство более не намерено мириться с устаревшими мерами наказания. Собери преступников в общий загон и получишь общественную преступность. А концентрированная преступность неизбежно ведёт к преступлениям в ходе исправления. Образец этого перед вами.

 

Чиф многозначительно посмотрел в мою сторону и продолжал:

 

–  Но мы вырвем их из этого порочного круга. Тюрьмы нам ещё понадобятся для политических противников. Обычных же нарушителей закона нужно лечить на чисто медицинской основе, убивая в них сам рефлекс убийства. Полное исправление в течение года. Вы видите, что они не страшатся ни наказания, ни кары господней. Поэтому каждый имеет по несколько сроков. Им нравятся их наказания, и они начинают убивать друг друга.

 

Чиф (некий начальник, ответственный за процедуру), когда Алекса забирают на исправление после случайного убийства сокамерника. №4, 65

 

– Здесь затронуты очень серьёзные этические проблемы. С одной стороны, тебя трансформируют в очень порядочного покладистого парня. После лечения после лечения у тебя никогда в жизни не возникнет желания совершать насилие или нарушить общественное спокойствие каким-либо иным способом. Тебе всё понятно?

 

– Конечно, сэр. Будет просто здорово снова стать добродетельным…

 

Я произнёс эти слова, а самого внутри раздирал смех.

 

Но тут капеллан стал говорить очень странные вещи.

 

– Иной раз доброта – хуже воровства. Бывают ситуации, когда доброта, непротивление злу превращают тебя в преступника или в лучшем случае – в соучастника преступления. Наверное, это звучит парадоксально, особенно из уст служителя Бога. Мне ещё предстоит провести много бессонных ночей. Что в конце концов нужно Богу? Доброты как таковой или же права выбора и добровольного перехода на сторону добрых сил? Человек, выбравший Зло, в определённой степени лучше того, кого принудили к Добру. Это глубокие философские и этические категории, маленький 6655321. Ещё далеко не изученные. … Тебя лишат основной движущей жизненной силы, позволяющей чувствовать то, что ты ещё жив, – извечной борьбы заложенных в тебе доброго и злого начал. Ты станешь одномерным механизмом…

 

Капеллан и Алекс, №4, 64

 

– Он будет благоверным, богобоязненным христианином, – продолжал комментировать д-р Бродский. – Если его ударят по одной щеке, он подставит другую. Он предпочтёт быть распятым, чем распинать самому. Теперь он и мухи не обидит.

После прохождения «лечения», №4, 71

 

– Человек, лишённый выбора, перестаёт быть человеком. Они перешли ту грань, за которой начинается преступление против человечества.

Райтер (писатель) – жертва банды Алекса в начале, но приютивший и ставший его использовать после, №4, 77

 

– По натуре я тихий, мирный человек. Но я не могу спокойно смотреть, как попирается то, что для меня свято. Честные люди должны бороться против любых проявлений насилия над личностью. Таковы традиции свободолюбия. Однако масса слишком инертна. Ей наплевать на всё, кроме собственного благополучия и личного покоя. В сытой спячке народ может допустить даже приход фашизма. Вот поэтому его надо постоянно будоражить, будоражить, будоражить!

Райтер, №4, 78

 

Я же не думал ни о чём, отдавшись на волю случая. Так было проще. Дуракам вообще легче живётся. Их запросы минимальны, равно как и спрос на них. Сиди и сопи в две дырочки. Или как младенец: обложился и молчи, жди, пока тебе сменят…

Мысли Алекса после того, как райтер предложил использовать его в своей политической игре, №4, 78