Программное произведение Андре Жида, впервые издано в 1925. Роман, по сути, без начала и конца и без сюжета. Повествование проходит через раскрытие нескольких персонажей, переживающих совместно или порознь некие внутренние и внешние проблемы.
Фальшивомонетчики – аллегория на скрытые, тайные и откровенно корыстные и манипулятивные действия со стороны некоторых людей. В книге этически противостоят друг другу два писателя: Эдуард (альтер эго автора) и Робер де Пассаван, граф, литературный шарлатан и манипулятор.
Книга написана очень афористичным насыщенным смыслами языком. В 1947 году А. Жид получил нобелевскую премию в области литературы, в том числе и за этот роман.
Перевод с французского А. Франковского под редакцией Л. Токарева
Незнание того, кто твой отец, излечивает от опасности быть на него похожим.
163
Надо выбирать: либо любить женщин, либо знать их; середины быть не может. Шамфор
Эпиграф к VIII главе, 209
Сцены, когда один предлагает больше, чем другой просит, всегда тягостны.
232
У женщин удивительная склонность к самопожертвованию. Любимый мужчина для них чаще всего только своего рода вешалка, на которую они вешают свою любовь.
232
Качества, которые наиболее охотно признают у меня, принадлежат как раз к числу тех, что внушают мне наибольшее отвращение…
232
Ибо Эдуард принадлежит к числу тех людей, чьи способности, обычно притупленные монотонной повседневностью, внезапно пробуждаются и обостряются при столкновении с непредвиденным.
261
Есть много женщин, которые губят карьеру своих возлюбленных; я же хочу поступить как раз наоборот.
Лилиан, 271. (Потом намекают на то, что Винцент – её возлюбленный – её и убил).
Произрастающие почки – это, понятно, всегда верхушечные почки, иными словами: наиболее удаленные от семейного ствола. Лишь подрезание или загибание, заставляя сок течь обратно, приводит к оживлению почек, расположенных поблизости от ствола, которые без этой операции не развились бы.
274
Я часто замечал, какое крайнее раздражение вызывает у одного из супругов малейшее проявление характера другого, ибо в «совместной жизни» это проявление характера всегда вызывает трение. И если трение обоюдно, то супружеская жизнь превращается в ад.
282
Главная цель ее жизни – возражать мне.
Старик Лаперуз про жену, 283
«Благодеяния, – говорит Тацит в перефразировке Монтеня, – бывают приятны только в тех случаях, когда мы имеем возможность платить тем же»; конечно это верно по отношению к душам благородным…
298
…Художники, которые больше всего жаждут свободы, чаще всего совсем теряются, когда им удается ее добиться…
302
…Из «Максима»:
«Из всех страстей наименее известной нам является лень: она самая жгучая и самая зловредная из всех, хотя страшная ее сила неощутима для нас, и вред, причиняемый ею, спрятан очень глубоко… Ленивый покой есть тайное прельщение души, которая вдруг откладывает самые горячие свои стремления и самые упорные свои решения. Чтобы дать в заключение истинную идею этой страсти, следует сказать, что лень есть как бы блаженство души, которое утешает ее во всех ее утратах и служит ей заменой всех благ».
321
Богатство наших классиков в том, что они позволяют нам как угодно их истолковывать. Их точность тем более удивительна, что она не сопряжена с ограниченностью.
321
Добродетельная жена, дорогой друг, извлекает выгоду из всего. Стоит мужу немного нагнуться, как она садится ему на шею. Ах, мой друг, бедные мужья иногда тоже достойны сожаления! Когда мы молоды, мы желаем целомудренных супруг, не зная того, во что нам обойдется их добродетель.
335
Каждое дерево ветвится, как может. Таинственным своеобразием человек чаще всего бывает обязан тесноте. Он может вырваться на простор, только устремившись в высоту.
372
Сара до сих пор оказывала очень слабое сопротивление, но взгляды ее искали взглядов Бернара, и когда она их встречала, то улыбалась, как бы говоря ему: «Посмотрите, что можно делать со мной».
391
…Дойти до самоубийства, но лишь после достижения такой вершины радости, когда вся дальнейшая жизнь кажется падением.
399
Каждый из нас переживает драму в меру своих сил и получает свою долю трагического.
402
«Я предпочитаю добровольно давать согласие на то, чему все равно не могла бы воспрепятствовать».
405
«Человек справедливый и твердый в своих намерениях», которого выставляют нам как нравственный образец, чаще всего представляет собой почву каменистую и не пригодную для возделывания.
Я знаю «твердые» характеры еще и другого рода: это люди, усердно выдумывающие себе сознательную оригинальность, люди, главную заботу которых составляет никогда не уклоняться от однажды выработанной привычки; они всегда остаются начеку и не при каких обстоятельствах не позволяют себе забыться.
420
Несомненно, проще всего было бы перейти прямо к делу, но мой ум как раз питает отвращение к самому простому и неудержимо избирает окольный путь.
438
…Дьявол с Богом заодно, они действуют сообща. Мы стараемся убедить себя, будто всё зло, существующее на земле, идет от дьявола, но это объясняется тем, что иначе мы не нашли бы в себе сил простить Богу. Он играет с нами, как кошка с мышью, которую она мучит… И после этого он еще требует от нас быть признательным ему. Признательным за что?
Знаете, что самое ужасное из всего сделанного им?.. Принести в жертву собственного сына для нашего спасения… Жестокость – вот первое из свойств Бога.
Старик Лаперуз, 464, посл. страница