Иван Ефремов. "Час Быка", 1992«Час Быка» описывает далёкое будущее, в котором единое коммунистическое общество нашей планеты находится во взаимодействии с другими космическими мирами. По сюжету экспедиция землян отправляется на далёкую планету Торманс, о бедственном положении которой на Землю сообщили представители дружественной цивилизации. Население Торманса – бывшие земляне, покинувшие нашу планету в проблемный период. При этом на Земле в последствии складывается коммунистическое общество, а на новой планете – олигархический капитализм в самом дурном проявлении… Коммунистические земляне, видя ужасное состояние планеты и общественного уклада бывших землян, пытаются передать им свои знания и культуру. Естественно, им оказывается сопротивление, но в перспективе положительный результат всё же будет достигнут.

 

Действие происходит в той же авторской вселенной, что и в романе «Туманность Андромеды», изданном ранее. В «Часе Быка» Ефремов углубляется в противопоставление вариантов развития общества: коммунистического и капиталистического. И если «Туманность Андромеды» – это утопия, то «Час Быка» – резкий контраст утопии и антиутопии.

 

Основное смысловое наполнение романа содержится в изложении социальной позиции, которая высказывается в диалогах и прямой речи основных персонажей. И если не брать во внимание социально-политическое и идеологическое наполнение книги, то сама история, мир будущего и стиль изложения Ивана Ефремова вызывает определенные сомнения в психологической и логической достоверности происходящего. Наши люди будущего – это пресные общечеловеки, все они гармонично развитые – интеллектуально и физически, но все специалисты только в своей узкой области, все равные из равных, отрицающие иерархию, но тем не менее на тормансиан смотрят свысока, как на недочеловеков, и всегда они во всём и всегда правы, а вот кто «плохой», тот точно не прав… Это отдаёт детской литературой формата «Трёх Толстяков», но при всём при этом женщины-коммунистки у Ефремова танцуют перед всеми голые и не знают, что такое лифчик…

 

Роман впервые полностью опубликован в 1970 году, и это было единственное издание плоть до конца 1980-х годов. Видимо, описание прошлого в книге, а по факту тогдашнего настоящего содержало намёки на несоответствие советской социалистической действительности коммунистическим нормам, идеалистически выведенным в «Часе Быка». В книге основные социальные формации определены так: Запад – это монополистический государственный капитализм, Китай – «муравьиный лжесоциализм». Но даже «ранний» социализм, в том числе, видимо, и в России, «подражал капитализму в его гонке за материальной мощью и массовой дешёвой продукцией, иногда принося в жертву идеологию» (117). Название страны – СССР в книге не упоминается, просто Россия (по крайней мере в издании 1992 г.).

 

Но надо заметить, что если критический взгляд на собирательный социалистический строй в книге присутствовал, то постсоветская Россия начала 21-го века описана в полный рост. Мир Торманса – это действительность, которую для нас пытаются создать.

 

Действующие лица не сильно выделяются из людей своего круга – землян или тормансианцев. Основными персонажами можно выделить лидеров этих групп:

 

Фай Родис – начальник экспедиции землян, историк, женщина;

Чойо Чагас – владыка планеты, Председатель Совета Четырёх, умный и циничный тиран.

 

Важные понятия романа:

 

Торманс – «планета мучений», на местном языке Ян-Ях – «символ тяжкой жизни людей в неустроенном обществе».

 

Касты на Тормансе:

Джи – «долгоживущие» – образованные и привилегированные: интеллектуальный и управленческий класс.

Кжи – «короткоживущие» – низшие слои, отравляющиеся на смерть после 25-ти лет.

Змееносцы – правящая каста, стоящая над теми и другими, представители власти и силовых структур.

 

Инферно – здесь это безвыходное положение в нижней точке развития, деградации.

 

Стрела Аримана – «тенденция плохо устроенного общества с морально тяжёлой ноосферой умножать зло и горе». (Ариман – олицетворение зла в зороастризме).

 

Исторические и технические термины (Многие из них ранее встречались в романе «Туманность Андромеды»)

 

Великое Кольцо – инопланетные цивилизации, находящиеся во взаимосвязи

ЭРМ – Эра Разобщённого Мира [тёмные века]

ЭВР – Эра Встретившихся Рук [время наступившего коммунизма]

ЗПЛ – Звездолёты Прямого Луча [космические аппараты, преодолевающие искривление пространства]

СВУ – Совет Всеобщих Усовершенствований

ПНОИ – организация психологического надзора

РТИ – решётчатая трансформация индивида

ОЭС – охрана электронных связей корабля

ИКП – пульсационный ингибитор короткой памяти

ДПА -диссектор для распознавания психики человека

СДФ – робот-спутник. От первых букв латинских слов: слуга, защитник, носильщик

Совет Чести и Права

Машина Общего Раздумья

Академия Горя и Радости

Периоды Большой беды и Мудрого Отказа

 

Выдержки из текста

 

Подлинные носители культуры составляли ничтожное меньшинство. Исчезновение духовных ценностей, кроме дворцовых предметов искусства, из археологической документации совершенно естественно. Нередко исчезали в руинах и под пылью тысячелетий целые островки высоких культур, обрывая цепочку исторического развития. С увеличением земного населения и развитием монокультуры европейского типа историкам удалось перейти от субъективных догадок к подлинному анализу исторических процессов. С другой стороны, стало труднее выяснить истинное значение документации. Дезинформация и чудовищная ложь стали орудиями политической борьбы за власть.

Об ЭРМ и сложности изучения истории этого периода, 29

 

Самым ужасным казалось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих людей, без интереса глядевших в тёмное, не обещавшее никаких существенных изменений будущее с его неизбежным концом – смертью.

Об ЭРМ, 29

 

…Земной период конца ЭРМ, – олигархический государственный капитализм, каким-то способом остановленный в считавшемся неотвратимым историческом общественном развитии. Если это так, то там [на Тормансе] встретится опасное, отравленное лживыми идеями общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без колебания приносится в жертву чему угодно – государственному устройству, деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому поводу.

30

 

 

Красное солнце Торманса – обычная звезда для земного наблюдателя – находилось в созвездии Рыси – тёмной, бедной звёздами области высоких широт Галактики.

...

Антропологи находили в профилях жителей Торманса черты монголоидной упрощённости, а небольшой рост и слабое, большей частью неправильное телосложение напоминало людей конца ЭРМ и начала ЭМВ.

...

Орбитальные демографические профили цефеян [представители другой развитой цивилизации] показали численность населения порядка пятнадцати миллиардов человек. Оборот водной массы и характер рельефа свидетельствуют о невозможности биологического процветания столь большого числа людей.

...

…Отказ в приёме чужого звездолёта целой планетой говорит о существовании замкнутой централизованной власти, для которой невыгодно появление гостей из космоса. Следовательно, эта власть опасается высоких познаний пришельцев, что показывает низкий её уровень, не обеспечивающий должной социально-научной организации общества.

...

Огромное население без ускоренного прогресса быстро истощит ресурсы планеты, ухудшит условия жизни, ещё ослабит прогресс – словом, кольцо замкнулось.

Некоторые наблюдения и мысли о Тормансе, 32,33

 

– А маска служила требованиям общества или власти?

– Часто, но не обязательно. Как всякая маска, она для художника прежде всего прикрывала разрыв между стремлениями и жизнью, какую ему приходилось вести.

– Но тогда все носили маски! – удивилась Чеди Даан.

– Так и было. Тех, кто изредка пытался жить без маски, считали безумцами, святыми или так называемыми дураками – тогдашний термин для неагрессивных людей с дефектным мышлением.

Речь про внутреннее и внешнее выражение творчества в эпоху ЭРМ. Внешнее было скрыто маской. Но сейчас этот диалог интересно отображает действительность медицинско-масочного безумия 2020-х годов, 36

 

– …Подозреваю, что общеэмоциональный язык Торманса так же беден, как наш в конце ЭРМ, и даже ещё беднее.

– Означает ли это перевес профессиональной жизни над досугом?

– Вне всякого сомнения. У каждого человека времени на занятия самообразованием, искусством, спортом, даже просто для общения друг с другом было мало. Много меньше, чем на его обязанности перед обществом и необходимые для жизни дела. Может быть и другое – неумение использовать свой досуг для самообразования и совершенствования. То и другое – признаки плохой организации и низкого уровня общественного сознания.

58

 

– Они воспевают раннюю смерть, считая её главной обязанностью человека по отношению к обществу.

Про тормансиан, 62

 

– Чем выше социальная структура и наука, тем позднее созревает человек.

То есть ранняя смерть – признак низкого развития общества, 63

 

– Те, кто ведёт технический прогресс, должен жить дольше, не говоря уже о правящей верхушке. Умирают не могущие дать обществу ничего, кроме своей жизни и несложного физического труда, то есть неспособные к высокому уровню образования. Во всяком случае на Тормансе два класса: образованные и необразованные, над которыми стоят правители, а где-то между ними люди искусства – развлекающие, украшающие и оправдывающие.

64

 

Людям Земли [людям будущего] казалось странным, как могли спортивные состязания собирать такое огромное количество не участвующих в соревнованиях зрителей, почему-то приходивших в невероятное возбуждение от созерцания борьбы спортсменов. Только впоследствии земляне поняли существо дела. В спортивных соревнованиях выступали тщательно отобранные люди, посвятившие своё время упорной и тупой тренировке в своей спортивной специальности. Всем другим не было места на состязаниях.

В будущем, видимо, спорт только массовый, и у всех одинаковые спортивные показатели. 68

 

В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или, что бывает гораздо чаще, надеяться только на внешнюю опору – бога. Если нет бога, то возникала вера в сверхлюдей, с той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями, всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно тёмные политиканы, могли дать человеку только фашизм и ничего более.

70

 

–…С противниками не спорят. На них кричат, плюют, бьют, а при надобности уничтожают физически. Вы сами видите, что для ораторов Торманса нет ничего, кроме вбитых в голову понятий. Они обращаются не к здравому смыслу, а к животному бессмыслию, так пусть вас не смущает эта ругань – она лишь приём в разработанной системе обмана народа.

Впечатление о полемике в телевизионной передаче. 78

 

– У нас нет простонародья, нет толпы и правителей. Законно же у нас лишь желание человечества, выраженное через суммирование мнений. Для этого есть точные машины.

Искусственный интеллект при коммунизме, 80

 

–…Ведь мы делаем это, чтобы не ошибиться, чтобы знать, как и чем помочь.

– Прежде надо узнать, следует ли!..

Земляне о помощи тормансианам, 90

 

– Чувство необходимости жертвы – самое архаическое в человеке, проходящее через все религии и истории древних обществ. Умилостивить неведомую силу, смягчить божество, придать долговечность хрупкой судьбе. От закалывания людей на алтарях перед боем, охотой, для урожая или основания построек, от колоссальных гекатомб вождей, царей, фараонов до невообразимых избиений во имя бредовых политических и религиозных идей, национальной розни.

96

 

– Главное всегда и везде – не совершать поступка, продиктованного ошибочным мнением. Кто не путался в, казалось бы, неразрешимых противоречиях? Даже боги древних верований были подвержены этому. Только природа обладает неограниченной жестокостью, чтобы решать противоречия слепым экспериментом за счёт всего живущего!

97

 

Эрф Ром заметил тенденцию всякой несовершенной социальной системы самоизолироваться, ограждая свою структуру от контакта с другими системами, чтобы сохранить себя. Естественно, что стремиться сохранять несовершенное могли только привилегированные классы данной системы – угнетатели. Они прежде всего создавали сегрегацию своего народа под любыми предлогами – национальными, религиозными, чтобы превратить его жизнь в замкнутый круг инферно, отделить от остального мира, чтобы общение шло только через властвующую группу.

Эрф Ром – Эрих Фромм? 99

 

Бесчисленные преступления против народа оправдывались интересами народа, который на деле рассматривался как грубый материал исторического процесса. Для любой олигархии было важно лишь, чтобы этого материала было побольше, чтобы всегда существовала невежественная масса – опора единовластия и войны. Между такими государствами возникло нелепое соревнование по росту народонаселения, потянувшее за собой безумное расточительство производственных сил планеты, разрушившее великое равновесие биосферы, достигнутого миллионами веков природной эволюции. А для «материала» – народа – бессмысленность жизни дошла до предела, обусловив наркоманию во всех видах и равнодушие ко всему…

118

 

Капитализм заинтересован в техническом образовании и поддерживает проповедь религиозной морали. Муравьиный лжесоциализм, наоборот, тщательно искореняет религию, не заинтересован в высоком уровне образования, а лишь в том минимуме, какой необходим, чтобы массы послушно воспринимали «великие» идеи владык – для этого надо, чтобы люди не понимали, где закон, а где беззаконие, не представляли последствий своих поступков и полностью теряли индивидуальность, становясь частицами слаженной машины угнетения и произвола.

118

 

Подавление индивидуальности сводит людей в человеческое стадо, как было в Тёмные Века Земли, когда христианская церковь фактически выполнила задачу Сатаны, озлобив и сделав убийцами множество людей…

119

 

В этом многомиллиардном море человечества Торманса стёрлась индивидуальность, утонули выдающиеся в науке и искусстве люди. И потребовалось внедрить долг и обязанность ранней смерти.

119

 

– …Россия – первая страна социализма. Именно она прошла по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями. Русские решили, что лучше быть беднее, но подготовить общество с большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренить условия и самое понятие капиталистического успеха, искоренить всяческих владык, больших и малых, в политике, науке, искусстве. Вот ключ, который привёл наших предков к Эре Мирового Воссоединения.

Пока ещё не привёл… 121

 

– Жизнь становится неприятной от бессмысленных ограничений, глупейшего самодовольства и рассеянного вокруг страха.

139

 

Простота и искренность землян основывались на глубочайшем сознании ответственности за каждый поступок и на тонкой гармонии индивидуальности, усилиями тысяч поколений приведённой в соответствие с обществом и природой.

Здесь не было искателей счастья, и потому не было разочарованных, разуверившихся во всём людей. Отсутствовали слабые индивиды, остро чувствующие свою неполноценность и вследствие этого отравленные завистью и садистской злобой.

140

 

– …Истинна старая поговорка, что для женщины существует только настоящее и будущее, прошлого – нет.

Чойо Чагас в разговоре с Фай Родис, 143

 

– Разве вам не знакомо, что лица людей издалека всегда красивы, а чужая жизнь, увиденная со стороны, представляется интересной и значительной? Следовательно, в каждом человеке заложены мечты о прекрасном, сформировавшиеся за тысячи поколений, и подсознание ведёт нас сильнее в сторону добра, чем это мы сами думаем.

Родис Чагосу, 143

 

– Чтобы не возникали мечты о прошлом, об ином мире, подтачивающие устои нашей жизни. Человек не должен знать о прошлом, искать в нём силу, это даёт ему убеждения и идеи, несовместимые с подчинением власти. Историю надо срезать от корня и начать с момента, когда человечество привилось на Ян-Ях.

Чойо Чагас, 144

 

– Цирцея – великолепный миф незапамятных времён, возникший ещё от матриархальных божеств о сексуальной магии богини в зависимости от уровня эротического устремления: или вниз – к свинству, или вверх – к богине. Он почти всегда истолковывался неправильно. Красота и желание женщин вызывают свинство лишь в психике тех, кто не поднялся в своих сексуальных чувствах выше животного.

Фай Родис, 147

 

Терпение и кротость женщин помогали мужчинам сносить тиранию и несправедливость общественного устройства. Унижаясь и холуйствуя перед вышестоящими, они потом вымещали свой позор на своей семье. Самые деспотичные режимы подолгу существовали там, где женщины были наиболее угнетены и безответны: в мусульманских странах древнего мира, в Китае и Африке. Везде, где женщины были превращены в рабочую скотину, воспитанные ими дети оказывались невежественными и отсталыми дикарями.

Размышления Фай Родис, 155

 

– …Главная цель всех наук одна – счастье человечества.

– А из чего оно складывается, ваше счастье?

– Из удобной, спокойной и свободной жизни, с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворённости, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира.

– Но это же противоречит одно другому!

– Напротив, это диалектическое единство и, следовательно, в нём заключено развитие.

Разговор землян с тормансианами, 186

 

– Трудным и сложным путём [спасли Землю от разрушения], …осилить который мог лишь коллективный разум планеты. Не организованное свыше мнение неосведомлённой толпы, а обдумывание сообща и признание правоты на основе понимания и правдивой информации. При великом множестве людей на Земле всё это стало возможным лишь после изобретения компутеров – счётных машин. С помощью этих же машин мы осуществили тщательную сортировку людей. Подлинная борьба за здоровье потомства и чистоту восприятия началась, когда мы поставили учителей и врачей выше всех других профессий на Земле. Ввели диалектическое воспитание. С одной стороны, строго дисциплинированное, коллективное, с другой – мягко индивидуальное. Люди поняли, что нельзя ни на ступеньку спускаться с уже достигнутого уровня воспитания, знания, здоровья, – что бы не случилось. Только вверх, дальше, вперёд, ценой даже серьёзных материальных ограничений.

Землянин раскрывает тормансианам секреты успеха, 190, 191

 

–…Прежде чем вы уйдёте от нас на далёкую Землю, вы должны оставить нам оружие.

– Оружие без знания принесёт только вред. Не имея ясной, обоснованной и поверенной цели, вы создадите лишь анархию, после которой всегда водворяется ещё худшая тирания.

– Что же делать?

– По диалектическим законам оборотной стороны железная крепость олигархического режима одновременно хрупка. Надо изучить её узловые крепления, чтобы систематически ударять по ним, и всё здание рассыплется, несмотря на кажущуюся монолитность, потому что оно держится лишь на страхе – снизу доверху. Следовательно, вам надо немного людей, мужественных, смелых, умных, чтобы разваливать олигархию, и очень много просто хороших людей, чтобы построить настоящее общество.

Земляне учат тормансиан революции, 193

 

– …Помните всегда, что настоящего, по существу, нет, есть только процесс перехода из будущего в прошлое. Процесс этот нельзя задерживать, тем более останавливать. А ваша олигархия затормозила развитие общества Ян-Ях на его неизбежном пути к коммунизму и главным образом потому, что вы помогали ей укрепить своё господство. Ваши учёные не должны становиться убийцами, несмотря на почести, привилегии, подкуп. Помните, что ваша общественная система основана на подавлении и терроре. Всякое усовершенствование этих методов неминуемо обернётся против вас самих. Ведь беда в том, что «кжи» называют вас убийцами, и они правы, хотя разжигание взаимных обид – испытанный приём олигархов.

193

 

–…В капиталистической олигархии, чем выше тот или иной класс, группа или прослойка стоит на лестнице общественной иерархии, тем больше в ней убийц, прямых и косвенных, потенциальных и реальных. Убийцы бывают разного плана – сознательные и бессознательные. Одни поступают так из прислуживания владыкам, другие от невежества, когда пост решающего значения занимает необразованный, тёмный человек. «Джи», хотя среди них немало тёмных и невежественных людей, в большинстве своём знающие и вообще интеллигенты. Становясь убийцами, они виноваты вдвойне. Виды убийства многообразны. Убивают несоответствием выполняемой работы и условий, в которых она находится. Отравляют отходами производства и моющими химикатами реки и почвенные воды; несовершенными скороспелыми лекарствами; инсектицидами, фальсифицированной удешевлённой пищей. Убивают разрушением природы, без которой не может жить человек, убивают постройками городов и заводов в местах, вредных для жилья, в неподходящем климате, шумом, никем и ничем не ограничиваемым. Плохо оборудованными школами и больницами, наконец, неумелым управлением, порождающим великое множество личных несчастий, а те ведут к огромному спектру нервных болезней. И за всё это ответственны в первую очередь «джи» – учёные и технологи, ибо кому, как не им, исследовать причины, вызывающие убийственные последствия. А случаи, когда «джи» выступают прямыми убийцами, вооружая охранные силы, предназначенные для истребления инакомыслящих? Когда разрабатывают попытки и психологическое подавление, когда создают орудия массового убийства? По законам Великого Кольца эти деятели подлежат лишению возможности заниматься наукой, вплоть до физического удаления на дикие планеты.

194, 195

 

– Час Быка, два часа ночи… Так называли в древности наиболее томительное для человека время незадолго до рассвета, когда властвуют демоны зла и смерти. Монголы Центральной Азии определяли так: Час Быка кончается, когда лошади укладываются перед утром на землю.

203

 

– Природа выходит из своих тупиков самыми безжалостными путями. Каннибализм перестаёт быть запретным при низком развитии эмоций и интеллекта, когда приказ голодного тела затемняет чувства и парализует волю.

208

  

–…Их зовут «оскорбителями двух благ».

– Двух благ?

– Ну конечно, – долгой жизни и лёгкой смерти. Они отказались от той и другой и поэтому должны быть уничтожены. Государство не может терпеть своеволия.

Об изгоях общества джи-кжи, 224

 

–…Свобода может быть лишь от великого понимания и ответственности.

237

 

– Когда человеку нет опоры в обществе, когда его не охраняют, а только угрожают ему, и он не может положиться на закон и справедливость, он созревает для веры в сверхъестественное – последнее его прибежище.

239

 

– Это люди, с которыми можно сделать всё, что угодно» Ограбить, отнять жён и возлюбленных, выгнать из удобных домов. Надо только примерить старый, как наш и земной мир, приём – восхвалять их. Кричите им, что они велики, прекрасны, храбры и умны, и они позволят вам всё. Но попробуйте назвать их тем, что они есть на самом деле: невеждами, глупцами, тупыми и беспомощными ублюдками, и рёв негодования заглушит любое обращение к ним, хотя они живут в унижении куда худшем.

Правитель Чойо Чагас о «безымянных толпах Ян-Ях», 242

 

– Испокон веков все тираны больше всего ненавидели людей, самовольно уходивших из-под их власти над жизнью и смертью. Право распоряжаться жизнью и смертью стало неотъемлемым правом господина. И люди уверовали в этот фетишизм, поддержанный христианской церковью. За тысячелетия прошедших на Земле цивилизаций они не придумали ничего кроме мучительных способов самоубийства, доступных и зверю.

253

 

Когда объявляют себя единственно – и во всех случаях – правым, это автоматически влечёт за собой истребление всех открыто инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентной части народа. Чтобы воспрепятствовать возрождению вольности, олигархи ставили задачей сломить волю своих подданных, искалечить их психически. И к осуществлению этой задачи повсеместно пытались привлечь учёных.

254

 

– Чтобы найти путь из инферно, нужна прежде всего Мера, а не Вера.

– Любое насилие обязательно порождает контрсилу, которая неумолимо будет развиваться и проявится не сразу, но неизбежно и подчас с неожиданной стороны.

– Вы располагаете примерами?

– Их достаточно. Возьмите продвижение людей в обществе, основанном на чинах и званиях. Такая система автоматически и неизбежно порождает некомпетентность на всех уровнях иерархии.

267

 

–…Многие открытия принесли людям больше вреда, чем пользы, научив политических бандитов – фашистов – ломать человека психически, превращать в покорного скота.

294

 

– Мы уходим из жизни полные сил, не зная болезней, не зная страха, не заботясь ни о чём. Что может нас испугать, если скоро всё равно смерть? А «джи» вечно дрожат, боясь смерти и долгой жизни с неотвратимыми болезнями. Боятся не угодить «змееносцам», боятся вымолвить слово против власти, чтобы их не перевели в «кжи» и не отправили в Храм Нежной Смерти. Опасаются потерять свои ничтожные преимущества в пище, жилье, одежде.

– Так их надо жалеть.

– Как бы не так! Знаешь ли ты, чем зарабатывается право на длительную жизнь? Придумывают, как заставить людей подчиняться, как сделать еду из всякой дряни, как заставить женщин рожать больше детей для Четырёх. Ищут законы, оправдывающие беззакония «змееносцев», хвалят, лгут, добиваясь повышения.

– Так они хотят идти на более трудную работу?

– Э, нет! Чем выше у нас тоит человек, тем меньше работает. Вот и лезут, чтобы достигнуть чина «змееносца», и для этого готовы предать весь мир.

Один из кжи рассказывает землянке о разнице между кжи и джи, 295, 296

 

Утрата меры в использовании лекарств и хирургии повредили охранительные устройства организма, подобно тому, как безмерное употребление власти сокрушило охранительные устройства общества – закон и мораль.

299

 

– Верящие в бога забывали, что даже будь бог на самом деле, он не стал бы поощрять отсутствие духовных качеств, стремлений и достоинства в своём творении единственном, наделённом разумом самопознания. Сумма преступлений человека, брошенная на весы природы, вполне обеспечивала смертный приговор этому неудачному и надменному созданию.

351

 

– Нельзя уничтожать зло механически. Никто не может разобраться в оборотной стороне действия. Надо балансировать борьбу так, чтобы от столкновения противоположностей возникало движение к счастью, восхождение к добру…

352

 

– Искоренять вредоносных людей можно с очень точным прицелом, иначе вы будете бороться с призраками. Ложь и беззаконие создают на каждом шагу новые призраки преступлений, материальных богатств и опасностей.

353

 

–… Подготовьте понятную всем программу действий, а главное – создайте справедливые законы. Законы не для охраны власти, собственности и привилегий, а для соблюдения чести, достоинства и для умножения духовного богатства каждого человека. С законов начинайте создание Трёх Шагов к настоящему обществу: закона, истинно общественного мнения, веры людей в себя. Сделайте эти три шага – и вы создадите лестницу из инферно.

– Но это же не террор!

– Конечно. Это революция.

Земляне наставляют тормансианских бунтарей с горячими головами, 355

 

– Женщина женщине всегда враг, пока не состарится.

Тормансианка Сю-Те, 364

 

– Наиболее восторженными любителями собак иногда бывают одинокие неврастеники или обиженные чем-то люди. Для них привязанность собаки служит опорой, как бы убеждая их, что они для кого-то высшие существа. Удивительно, насколько многолико это стремление быть высшим существом! Опасность, недооценённая психологами древности!

369

 

– Информация, как бы обширна она ни была, сама по себе не порождает мудрости и не помогает человеку одолеть свои затруднения. Безмерная людская глупость не даёт возможности понять истинную природу несчастий.

373

 

– Наука не знает и не может знать всей необъятности мира. И вера в то, что она уже нашла решение всех проблем, приведёт к катастрофе. Так могут думать лишь ослеплённые догматизмом или некритическим энтузиазмом люди. Ни одно из открытий, ни один из величайших законов не окончательны. Думают о полноте и законченности науки обычно догматические умы в математике, но ведь это одно и то же, как если бы историк решил, что история завершена.

374

 

– Гуманизм и бесчеловечность в науке идут рядом. Тонкая грань разделяет их, и нужно быть очень чистым и честным человеком, чтобы не сорваться.

376